20.08.2009 |
«Event-маркетинг в ресторане: задачи, способы, затраты и отдача» - советы консультанта

В августе, который традиционно считается «мертвым» месяцем для ресторанов, у них владельцев и управляющих появляется свободное время, которое можно потратить на отдых. Но дальновидные рестораторы используют его для подготовки активных действий по промоушен в сентябре. Осенью все возвращаются в город, соскучившись по активной жизни, торопливо, пока не сошел загар, устремляются на поиски вечеринок. Сентябрь нас порой балует хорошей погодой, и потому это отличное время для event-маркетинга.
Event-маркетинг ресторана подразумевает событие, которое происходит в самом заведении и/или посвящено ему (в особых случаях оно может проводиться и на выезде). Цели осуществления такой деятельности бывают разные, совмещать их порой непросто. Можно выделить две основные, принципиальные разные задачи:
-
привлечь внимание целевой аудитории и СМИ;
-
заработать денег.
Эти направления отличаются не только целью, но и ролью ресторана в событии. В первом случае он является заказчиком и платит деньги, во втором – исполнителем заказа, и деньги платят ему. Очевидно, что с финансовой точки зрения последний вариант привлекательнее, но успешные заведения используют и первый.
Вне зависимости от выбранной цели в ходе успешной акции в рамках event-маркетинга могут быть решены следующие маркетинговые задачи:
-
Презентация ресторана целевой аудитории.
-
Позиционирование заведения и популяризация ценностей бренда.
-
Увеличение количества посетителей и среднего чека в долгосрочном периоде за счет гостей мероприятия.
-
Создание новостного повода для PR-коммуникаций.
-
Увеличение количества гостей в краткосрочном и долгосрочном периодах за счет тех, кто узнал из СМИ о событии и захотел принять в нем участие или побывать там, где оно проходило.
-
Повышение престижа и уважения к ресторану среди его сотрудников.
Причем выполнение задач не имеет жесткой привязки к типу события и его цели. Получается, нужно действовать по принципу: чем больше, тем лучше. Так как, чем чаще заведение упоминается СМИ, тем выше его узнаваемость и шире потенциальная аудитория. Форматов ресторанного event-маркетинга существует множество: банкет, выставка, дегустация, концерт, презентация, фестиваль, after-party, празднование дня рождения – да хотя бы самого ресторана. Каждый из них может быть реализован отдельно или совмещен с другими.
Раскручиваем ресторан
Если цель event-маркетинга заключается в привлечении внимания целевой аудитории и СМИ к ресторану, инициатива должна исходить от менеджмента заведения. Главное, чтобы ваши мероприятия шли в ногу со временем. Самый простой способ – выбрать праздник в календаре. Поводом для отмечания гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. Кроме Нового года, Рождества, 23 февраля и 8 марта существует множество больших и маленьких праздников: общегосударственные, политические, городские, сезонные, социальные, религиозные, военные, исторические и конечно, гастрономические.
В последнее время становится модным отмечать дни рождения разных исторических персонажей. Конечно, желательно, чтобы именинник был представителем той страны, кухню которой предлагает ресторан. Подробные списки праздничных и просто памятных дат легко найти в интернете. А в конце августа, например, можно устроить торжественные проводы лета.
Длительность мероприятия определяете вы сами. Скажем, вернисаж традиционно знаменуется праздником, который устраивается в день открытия. При этом сама выставка может проводиться в заведении неделю, и месяц. Обычно столько же празднуется день рождения ресторана, и в это время гостям предлагают специальные блюда, комплименты от шеф-повара и подарки в виде алкоголя и десертов.
Источником темы для мероприятия служит и календарь светской жизни: по законам жанра после каждого события следует after-party – вечеринка, которая может состояться и в вашем заведении. Поводов здесь также масса: премьеры, показы мод, концерты звезд, выставки автомобилей, предметов роскоши, кинофестивали, дни рождения модных журналов, светские премии и, конечно, спортивные чемпионаты и соревнования. Не стоит забывать, что любому крупному событию предшествует пресс-конференция, и она также может быть проведена в ресторане, безусловно, при условии наличия технических возможностей.
After-party – неформальное мероприятие для участников основного события. Делиться впечатлениями, поздравлять друг друга, отдыхать и веселиться лучше всего за накрытым столом, поэтому для таких вечеринок ресторан подходит идеально. Готовиться к after-party нужно заранее. Выбрав в светском календаре событий вашего города мероприятие с близкой заведению целевой аудиторией, следует связываться с его организаторами и предложить свое заведение в качестве места для проведения вечеринки. Рассчитывать на большую выгоду здесь не стоит. Если событие действительно значимое, организаторы предложат компенсировать сумму рекламой или PR-продвижением заведения в ходе основного мероприятия.
Обычно на этапе подготовки события составляется общий пресс-релиз, в котором упоминается все партнеры мероприятия. Стоит учитывать, что СМИ оставляют за собой право публиковать такие списки частично или не публиковать вовсе. Самым гибким в этом плане медиа является Интернет. Поисковые сайты пестрят объявлениями об акциях в разных заведениях. Здесь ключ к успеху – конкретность вашего сообщения, что подразумевает максимальную простоту и полноту изложения условий акции.
Все большее число рестораторов применяют event-маркетинг на регулярной основе. Например, делают экономные понедельники, джазовые вторники, танцевальные среды, рыбные четверги, живую музыку по пятницам, бранчи и детские праздники по выходным. Главное во всем этом – то, что гости чувствуют, понимают: их ждали, что специально для них готовили. Порой сами рестораторы надевают поварской колпак, как, например, Аркадий Новиков в ресторанеVogue Café или Андрей Зайцев в итальянском L’Albero.
Набирают популярность кулинарные фестивали, в рамках которых несколько десятков ресторанов представляют свою продукцию на конкурс. Это хороший шанс блеснуть перед критиками и широкий публикой.
За чей счет гуляем
Компенсировать часть затрат на мероприятие и привлечь дополнительные средства удастся за счет спонсоров и партнеров, в качестве которых могут выступать поставщики алкоголя, минеральной воды, соков, деликатесов. Кризис кризисом, а продвигать свою продукцию им все равно надо. Условия участия оговариваются отдельно. Главная сложность здесь – сроки. Как правило, для принятия решения о финансировании того или иного проекта поставщики запрашивают больше времени для рассмотрения предложения, чем есть в запасе. А некоторые вообще просят представлять планы совместных маркетинговых активностей на год вперед. Потому целесообразно заранее составить календарь интересующих вас событий и план возможных маркетинговых активностей для поставщиков и производителей. Суммы бюджетов в зависимости от компании, объема рекламы и от самого ресторана обычно колеблются от 1000 до 20000 долларов за одно событие.
В Рамках event-маркетинга ресторана реклама спонсора мероприятия может быть осуществлена следующими путями:
-
Внешнее оформление (фасада, окон, входной зоны) с помощью рекламных материалов заказчика.
-
Внутреннее оформление – плакаты, баннеры и перетяжки с «имиджами» спонсора, листовки, фирменные стойки или стенды.
-
Выкладка продукции для дегустации, оформление зоны презентации. В некоторых случаях бесплатные образцы продукции могут раздавать представители компании или выбранные или лица. Пример – девушка из модельных агентств, предлагающие коктейли на входе в заведение во время мероприятия.
-
Раздача образцов продукции в качестве подарка гостям вечера на выходе. При этом желательно, чтобы пакет или коробка, в которую упакован подарок, были выполнены в стиле вашего ресторана. Тогда у гостей создастся ощущение, что подарок дарите именно вы, а не та или иная фирма. Такой комплект удобно дополнить визитной карточкой заведения или буклетом с предложениями. В качестве подарка могут выступать бутылка вина, цветы, диск с оригинальной музыкой и т.д.
Как заработать на event-маркетинге?
Если ваш ресторан уже достаточно известен, можно предлагать его для проведения различных мероприятий – от банкета до презентации, скажем, новых часов и парфюма. При этом вы не столько «продаете» свое помещение, сколько предлагаете имидж модного места с устоявшейся целевой аудиторией и постоянными гостями. Если событие посетит знаменитость, будет много журналистов, а значит, заказчики останутся довольными. При этом стоит заранее оговорить количество блюд и напитков, а так же развлекательную программу, скоординировать действия представителей компании и персонала.
Ждать, что представители потенциального заказчика сами позвонят и предложат провести свое мероприятие у вас, можно только в том случае, если ваше заведение очень хорошо известно в городе. Поэтому имеет смысл завести знакомство с ведущими местными BTL-агентствами с тем, чтобы они рекомендовали ресторан своим клиентам. Рекламу услуг проведения банкетов и презентаций так же никто не отменял. Здесь нужно сказать, что модульные сообщения в прессе сейчас имеют низкую эффективность. На привлечение клиентов лучше всего работают Интернет, а также хорошо оформленная вывеска или баннер в месте расположения ресторана.
По порядку
Рассмотрим последовательность этапов по организации event-маркетинга.
-
Оцените реальную позицию, которую занимает ваш ресторан на рынке, его аудитории.
-
Определите цель event-маркетинга. Если нужно найти партнера для проведения акции, необходимо связаться с представителями агентств и компаний, которые могут выступать в качестве заказчиков. Обязательно работайте в тесной связи со СМИ – они часто знают, что и где планируется. Если цель – привлечь внимание общественности, необходимо выбрать информационный повод, в качестве которого может выступать календарный праздник или светское событие (в зависимости от типа ресторана). При этом ключевым моментом является степень актуальности предложения для представителей целевой аудитории.
-
Когда определена тема события, можно переходить к составлению плана мероприятия. Он представляет собой последовательность действий и текста ведущего (если он есть), которое связаны между собой и направлены на достижение поставленных задач.
-
Если в проекте учувствуют партнеры, необходимо уточнить все детали до мельчайших подробностей, чтобы потом не было непонимания и отказов в оплате.
-
По факту проведения акции следует подготовить текст с описанием того, что было выполнено, и сделать подборку фотографий. Отчет понадобиться партнерам, фотографии с мероприятия – журналистам для подготовки публикаций об акции.
Источник: «Ресторанные Ведомости».