05.04.2001 |
Журнал «Новости Торговли / Торговое оборудование в России» опубликовал статью Компании «Русский Проект»: «Удачное планировочное решение — задача для профессионалов»
Этой публикацией мы хотим начать цикл статей, рассказывающих об оснащении реальных промтоварных магазинов различных направлений и ценовых категорий. Мы решили не уделять слишком большого внимания техническим деталям, а сделать акцент на особенностях дизайна и стилистических решений, поскольку они являются наиболее значимыми в данном направлении торговли, и постарались брать типовые примеры, чтобы публикации служили, в какой-то степени, практическим пособием.
Тема, известная многим: цокольный этаж, небольшое и сложное по конфигурации помещение (такое ощущение, что простых наши архитекторы, по определению, не строили). Список банально известных «прелестей» никого не удивит. Наверняка удивит другое — реальная возможность превратить многие минусы в плюсы, преобразив неприспособленное помещение в функциональную торговую площадь.
Все начиналось, как обычно. Клиенты из крупного приволжского промышленного центра позвонили в наш офис, договорились о встрече и приехали с планом помещения для обсуждения будущего проекта. После непродолжительного совещания, дизайнер выехал на место с целью произвести замеры и дать рекомендации по ремонту, планировке и дизайну помещения.
Предстояло решить нелегкую задачу. На предоставленной площади предполагалось разместить отделы мужской и женской одежды, белья, кожгалантереи и аксессуаров. Причем, если мужская одежда предполагалась только элитная, то женская — трех ценовых категорий. Соответственно необходимо было создать эффект различных зон, но соблюсти единый стиль и сохранить впечатление свободного пространства. Способ организации торговли — самообслуживание при помощи продавцов-консультантов.
Подсобное помещение должно было быть минимальным, т. е. товар по максимуму должен был экспонироваться в торговом зале.
Магазин располагался в центре города и должен был носить характер элитного. Предстояло работать в рамках существующего плана, максимально используя то, что уже есть. В результате первоначальная схема расположения помещений была сохранена, но пространство приобрело совершенно иной характер.
Дизайнеру удалось создать образ свободного, воздушного пространства, в котором господствуют мягкие плавные линии и нежные цвета. Чтобы помещение оказалось максимально удобным и функциональным, пришлось брать в расчет каждый сантиметр. Во многом жесткая функциональная логика подсказала стилистическое решение интерьера.
Гибкое планировочное решение позволило уйти от привычного прямоугольного плана. Благодаря дополнительно возведенным перегородкам была решено сразу две проблемы: первое — зонирования, второе — значительно повысилась функциональность помещения, решив задачу с отсутствием склада. Благодаря единой дизайнерской концепции замкнутые небольшие объемы слились в единое целое.
В качестве основного оборудования, присутствующего во всех отделах, были выбраны универсальные стеновые панели METRO, отечественного производства, с навесным оборудованием. Они не «нагружают» пространство, отвечают требованиям современного европейского дизайна, выдерживают большие нагрузки, максимально функциональны и оптимальны по стоимости. Таким образом было соблюдено основное правило архитектуры — «польза, прочность, красота». Чтобы отвлечь внимание покупателей от оборудования и привлечь его к товару были выбраны светлые цвета отделки — «клен» и «бук» в сочетании со светло-серым «металликом». Эти цвета великолепно гармонируют со светлым паркетом и кремово-ваниль-ными стенами.
Во входной зоне 1 расположилась рецепция с расчетно-кассовым узлом, стоящий за ней продавец встречает покупателей и оформляет покупки при выходе. Входная зона плавно перетекает в зону 2 мужской элитной одежды и аксессуаров. Чтобы выделить эту секцию среди остальных были использованы элитные островные стойки авангардного дизайна, итальянского производства и прилавочная линия для выкладки аксессуаров. Для создания уютной атмосферы по левой стене расположился настоящий камин, а напротив кованная мебель — стеклянный столик со стульями для переговоров с VIP клиентами.
Нашлось применение и переходной зоне 3 между отделами мужских и женских товаров: в ней расположились примерочные и декоративный подиум с манекеном для демонстрации перспективных моделей.
Секция женских товаров начинается с дорогой кожгалантереи 4 и секции белья 5. Для того демонстрации кожгалантереи были использованы «воздушные» стойки, итальянского производства, максимально акцентирующие внимание на товаре. Для демонстрации белья среднего класса использованы панели METRO, а элитное белье помещено в закрытую стеклянную витрину-нишу с подсветкой. Экспозиция заканчивается секциями женской одежды 6,7 и 8, где 6 — мини-бутик с эксклюзивным товаром, 7 — качественная одежда среднего класса и 8 -товар, рассчитанный на менее притязательного покупателя. Все зоны выполнены в едином стиле, различаются только тона отделки стен и оборудования, безусловно гармонирующие между собой.
Между элитной зоной и зоной среднего класса расположился столик со стульями для переговоров с клиентами. Также, для того, чтобы визуально разделить зоны было использовано их естественное функциональное различие: элитная продукция не предполагает большого товарного запаса, соответственно и площади выкладки была минимальной, что позволило свободно разместить товар, выделив все необходимые модели. Секция среднего уровня нагружена чуть больше и уже использованы колонны-накопители для товара. В «дешевой» секции максимально использована площадь выкладки и масса накопителей для товара.
Изначальные параметры:
- помещение в цокольном этаже реконструированного элитного жилого здания постройки начала века, общая площадь -286 кв. м;
- высота потолков — 4 м.
После реконструкции:
- общая площадь
- 271 кв. м, из нее полезная торговая
- 248 кв. м и подсобные, офисные помещения — 23 кв. м,
- высота потолков 4 м,
Технические данные:
- пол — дубовый паркет
- стены — окрашены
- потолок — окрашен
- двери — массив дуба
- система безопасности — GATEWAY (Ирландия)
- вентиляция — пассивная вытяжка
- свет — LIVAL ()
- торговая мебель — SGF (Италия), METRO (Россия), БОНК (Белоруссия)
Процентное соотношение цен:
- проектная часть — 1%
- оборудование — 47%
- ремонт и отделочные материалы — 49%
- сборочные работы — 3%
Срок исполнения:
- проект — 1 неделя
- строительные и отделочные работы — 4 недели
- поставка оборудования — 6 недель
- сборочные работы — 1 неделя
Автор проекта: член союза художников, графиков, дизайнеров при МСА ЮНЕСКО, Макаров М. В.